Знаменитый калибр. Калибр многих образцов вооружения из почтенного семейства Калашникова, знаменитейшего пистолетов Маузера, Нагана и ТТ (моего любимца, знаете ли
). И ещё - название тактической стратегии, сделанной на территории бывшего СССР. Мне в руки попалось дополнение к этой игре - "7,62: Перезарядка". В этом творении можно увидеть много хорошего (интересность, оригинальность, скрупулезность и точность, мастерство), и кое-что плохое (многочисленные технические огрехи, слабая сюжетная составляющая), но, на мой взгляд, самое основное, что нужно сказать - эту игру стоит показывать тем, кто не верит в реальность игр. В "7,62" нет фотореалистичной графики - даже более того, там нет и просто хорошей графики. И нет пресловутого эффекта присутствия, над достижением которого бьются лучшие умы, в основном, шутерно-адвенчурного цеха, и который пытаются достичь, заставляя игрока видеть глазами героя, слышать его ушами и дышать его лёгкими. Есть электронные болванчики. У них в руках и рюкзаках достижения оружейной мысли 20 века. Большой выбор. У них есть многочисленные характеристики и навыки. Но на всё это не смотришь в основной момент. Когда враг появляется вдруг в поле зрения, мир останавливается... И... 4,15 сек. на прицельный выстрел, 2,10 сек. - выстрел навскидку, 0,90 сек - выстрел от бедра. Вероятность попадания - превосходная, средняя и плохая соответственно. У каждого вида оружия - своё. Вот. Никаких заигрываний с реалистичным отображением многополигональной капельки пота, стекающей по шее бойца от напряжения, никаких абстракций в виде "5 очков действия на выстр, ост. 15 очков действия". Время и действие. Умный экшен без экшена и многомудрая тактика без ложной заумности. Сколько долей секунды нужно, чтобы умереть? а чтобы победить? Сладкий кактус 7,62 ждёт оголодавших до свирепой интересности геймеров. Кому не повезло, и пришлось подсесть на эту колючую сладость - просьба делиться впечатлениями.

Время идет, старые игры уходят в прошлое и больше не идут на новомодных системах, хочется лучшей графики и вообще, а потому - надо искать продолжения. Для меня продолжением X-Com стал Jagged Alliace, за ним - Fallout Tactics, следующая остановка (минуя всякое, в том числе "Код доступа - Рай") была именно "Бригада Е5" с продолжениями "7.62" и пр.
Чем купили наши? Умной игровой системой: пауза - где хочу, действие - во все остальное время. Сколько крови выпила стандартная для любого боя ситуация: последний враг наложил в штаны в дальнем сортире, а твоей команде надо его найти и ... оглушить, к примеру. В пошаговом режиме. В команде - с десяток человек. Как вспомнишь - так вздрогнешь. А со Smart Pause Mode обвел отряд рамочкой, пнул их к месту "за домом", и отряд пойдет до тех пор, пока не почует врага. Сказка - да и только.
Ещё одна банальность: время на прицеливание играет решающую роль. Прочувствать это можно было в "Бригаде", где игрок начинал с минимумом (если надеялся, что его вначале встретят, приветят и дадут ствол, то к первой стычке подходил вооруженным только словарным запасом). Вот тогда и приходилось считать каждую секунду: этого я уложу из пистолета в голову, потом откачусь за дом, выкачусь обратно, опять выстрелю, откачусь, встану в полный рост, возьму наизготовку, выскочу из-за угла, выстрелю, заскочу обратно и зацелю угол - на выстрел потратится 0.05 секунд. Если доживу. Или так: возьму дробовик, встану так, чтобы убить этих троих одним махом, тогда я ещё успею развернуться и... не, не успею. Словом, не игра, а сплошная арифметика.
Минимум времени на прицеливание тратится "стрельбой" ножем. Это часто помогало при снятии народа с вышек: залазишь, он тебя уже ждет со снайперкой наизготовку, ты ныряешь под винтовку, вырезаешь у него на животе "здесь был Вася" и вот только тогда следует выстрел. В воздух, конечно.
Ситуация: отряд из трех человек встречает отряд из тридцати. Тот, что больше, стоит на точке "вход". Тот, что меньше - примерно на середине небольшой карты. Тот, что меньше, начинает бежать на позиции, откуда уже он может стрелять. Тот, что меньше, молится о спасении тридцати душ, поднимает автоматы и стреляет из подствольника на те позиции, куда стремится неприятель. Когда те, что тридцать, прибегают и становятся на колено, им зашиворот влетают три гранаты. Большой "бумс", несколько убитых, остальные - ранены и матеряться.
Один минус у подствольников - могут навсегда заглючить всю игру. Что и делают.
Зато в игре был ещё один очень забавный баг: создатели забыли убрать тестовые места, где хранились все виды оружия. В общем, как-то зарулил мой солдатик в покосившийся туалет и окосел от вывалившегося на него выбора стволов. Я чистого времени там провел часа два: прощелкал каждый предмет, почитал, сравнил...